Главная » 2017 » Февраль » 26 » Минфин раскритиковал предложения Минэнерго по новой системе налогообложения добычи нефти
15:21
Минфин раскритиковал предложения Минэнерго по новой системе налогообложения добычи нефти
Новая система налогообложения добычи нефти должна вводиться только для месторождений, лицензии на которые были выданы незадолго до введения нового налога, опробовать ее на пилотных проектах бессмысленно, полагает директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.
"Ее надо строить только для очень новых месторождений, то есть тех участков недр, лицензии на право пользование которыми были выданы незадолго до внедрения нового налога. При разработке месторождений, затраты на которые уже были понесены в старых налоговых условиях, должна использоваться действующая налоговая система со всеми льготами и освобождениями, которые уже предусмотрены", - сказал он журналистам, комментируя последние предложения Минэнерго по введению налога на добавленный доход (НДД).
Он напомнил, что в начале 2000-х годов идея перехода к такому налогу была почти реализована. "Предполагалось, что для каждого месторождения будет рассчитываться величина, приближенная по правилам расчета к валовой норме доходности, и в зависимости от реальной доходности проекта по разработке будет определяться величина дополнительного дохода, и в зависимости от этой величины будет рассчитываться налоговая ставка. При этом механизм исчисления налога предполагал определенные защитные механизмы - в частности, от чрезмерного роста затрат", - сказал глава департамента.
Однако тогда была принята система "более простых и, как впоследствии оказалось, более выгодных для бюджета налогов - НДПИ и экспортной пошлины", сказал он.
"После того, как реинкарнацией идеи НДД занялось вновь образованное министерство энергетики, появились новые идеи, которые, на наш взгляд, могут дискредитировать саму идею НДД и поставить под угрозу устойчивость нефтегазовых доходов бюджета", - подчеркнул И.Трунин.
Минэнерго 20 августа направило для рассмотрения в Минфин законопроект о введения налога на прибыль от реализации добытой нефти. В качестве пилотных проектов для апробации новой системы налогообложения отрасли рассматривались два новых и четыре действующих месторождения ОАО "Газпром нефть" (MOEX: SIBN) и "ЛУКОЙЛ" (MOEX: LKOH).
Газета "Коммерсант" сообщила в четверг, что Минэнерго предлагает две конструкции налога - НДД и налог на финансовый результат (НФР). В первом случае налогооблагаемой базой будет операционная прибыль от продажи добытой нефти с возможностью уменьшения на размер капитальных затрат, во втором - денежный поток от добычи нефти. По мнению Минэнерго, НФР после его отработки на пилотных проектах можно будет применять по всей отрасли, НДД - только для отдельных новых месторождений. Минэнерго предлагает установить для нового налога фиксированную ставку 60%.
По мнению И.Трунина, важно, чтобы у налогоплательщиков не было возможности выбора налоговой системы в зависимости от того, какой режим представляется наиболее выгодным, а переход на новую систему был обязательным для всех проектов, удовлетворяющих определенным условиям, которые предстоит установить.
"Это позволит избежать ситуации, когда новая налоговая система применяется лишь в тех случаях, когда она приводит к снижению общего уровня налоговой нагрузки. (...) Нельзя при прочих равных условиях выбирать между действующей системой льгот и налогообложением дополнительного дохода - если сделан выбор пользу системы, основанной на налогообложении дохода, система "старых" льгот должна не конкурировать с НДД, а отмирать вместе с окончанием сроков разработки тех месторождений, где применяется старая система", - пояснил глава департамента.
Проводить же эксперимент по внедрению нового налога на пилотных проектах Минфин считает нецелесообразным, так как видит риски при отборе таких проектов, а также из-за долгосрочного характера эксперимента - как минимум, 15-20 лет. При этом отметил И.Трунин, существует риск неполной репрезентативности выборки этих пилотов. "Предполагается, что вхождение в эксперимент будет добровольным, а разве какой-нибудь налогоплательщик будет добровольно применять новую налоговую систему, если будет знать, что она приведет к уплате более высоких налогов? Поэтому польза от такого эксперимента, если он будет проведен, будет весьма ограниченной", - сказал он.
Также при введении новой налоговой системы добычи нефти, по мнению И.Трунина, необходимо учитывать "важнейшие для бюджета ценные свойства существующих налогов - стабильность и прогрессивность".
"Сейчас бюджет получает налоговые доходы от добычи нефти даже при отрицательном операционном денежном потоке в отдельные периоды, а при росте цен на сырье предельные ставки также растут. Конечно, новая система должна быть более адаптивной, но поскольку речь идет о налогообложении именно дополнительного дохода, то полагаем, что во многих случаях, при высокой доходности проекта в целом налог должен будет уплачиваться и при отрицательном денежном потоке в определенные периоды времени", - пояснил он.
Ключевым элементом системы, полагает глава департамента, должна быть возможность увеличения налоговой ставки при существенном росте уровня доходности проекта. "Мы не знаем и не можем прогнозировать уровень цен на сырье на десятилетия, а именно на таком горизонте будет применяться новый налог, поэтому справедливо предусмотреть возможность более высоких уровней изъятия ренты в периоды супервысоких цен, ведь возможность снижения нагрузки при снижении прибыли от реализации нефти в этой концепции никем не оспаривается", - отметил И.Трунин.
Говоря об администрировании нового налога, он подчеркнул, что придется изменить законодательство о недропользовании, чтобы обеспечить обособление налогоплательщиков в отношении каждого объекта - нового месторождения. "В целях налогообложения нельзя смешивать в одной базе доходы и расходы от проектов по освоению разных месторождений. И по этой причине новая налоговая система будет связана со значительно более сложными инструментами распределения расходов, аналогичных методам, применяемым при контроле за трансфертным ценообразованием", - сказал он.
По мнению Минфина, после принятия решений по "налоговому маневру" в нефтяной отрасли, которые позволят несколько снизить налоговую нагрузку на добычу нефти за счет ее потребителей, необходимо определиться с основными целями и задачами налоговой реформы в нефтяной отрасли. Должна быть разработана концепция нового налога с учетом долгосрочного прогноза развития нефтяной отрасли и бюджетных последствий, а также проработаны основные вопросы его администрирования.
"Очевидно, что разработка, а тем более принятие, любых законопроектов без проведения подобной работы не только преждевременна, но и крайне непродуктивна", - заключил И.Трунин.
Просмотров: 276 | Добавил: stylildas1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0