Главная » 2018 » Июнь » 14 » «Альфа-Трейд»: непубличный лидер
01:48
«Альфа-Трейд»: непубличный лидер
О ростовском торговом доме «Альфа-Трейд», управляющем федеральной сетью АЗС «Газпром», мы впервые узнали из собственного рейтинга крупнейших компаний ЮФО по итогам 2011 года, обнаружив эту организацию на восьмом месте с выручкой более 35 млрд рублей. Ещё через год «Альфа-Трейд» увеличил оборот до 58,6 млрд рублей и занял четвёртую строчку рейтинга — и это явно не предел роста.

Вообще, сам факт открытия в регионе штаб-квартиры крупной федеральной компании — это куда более убедительное свидетельство его инвестиционной привлекательности, чем любые декларации региональных властей. Однако появление «Альфа-Трейда» в Ростовской области (организация зарегистрирована в апреле 2010 года) осталось практически незамеченным — эта компания принципиально придерживается политики непубличности. Даже теперь, когда её уже невозможно не замечать, — сколько ростовских автовладельцев, заправляющихся на «Газпроме», знают, где находится управляющая компания сети?

Между тем открытие головного офиса сети в Ростовской области было отнюдь не случайным. Ещё в девяностых годах у «Газпрома» появился здесь крупный партнёр — компания «Инвестпром», входившая в структуру концерна «Стелла». В 2006 году, когда одна из газпромовских структур приобрела «Инвестпром», он контролировал до 10% оптового рынка донского горючего и имел собственную сеть из 25 заправок — это и стало местным фундаментом для развития уже федеральной сети. «Менеджменту удалось действовать очень эффективно, что убедило собственника продолжить развитие, не меняя команды», — пояснял логику решения «Газпрома» генеральный директор «Альфа-Трейда» Алексей Фролов, недавно покинувший компанию, чтобы развивать собственный бизнес в нефтегазовой сфере.

К моменту ухода Фролова, который долгое время возглавлял «Инвестпром» и затем быстро вывел на рынок «Альфа-Трейд», сеть «Газпром» насчитывала почти 500 автозаправочных комплексов в 24 регионах страны. Дальнейшая логика развития компании предполагала не только экстенсивный рост, но и увеличение операционной эффективности сети — изменение структуры доходов с увеличением доли сервиса и продажи сопутствующих товаров, оптимизация расходов и т. д. Эти задачи будет решать уже новый руководитель компании Олег Кириевский, который ранее возглавлял ряд ростовских аптечных сетей.

Справка о компании 

Ростовский торговый дом «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром», — это редкий пример быстрорастущей федеральной компании, штаб-квартира которой находится не в Москве, а в регионе. Сеть АЗС «Газпром» представлена в 24 регионах России, на конец 2013 года включала 485 современных высокотехнологичных автозаправочных комплексов, 18 нефтебаз, современный автопарк.

Всего за три года непрерывной экспансии компания вышла на четвёртую позицию в рейтинге крупнейшего бизнеса ЮФО. В российской практике решения крупных федеральных холдингов размещать свои штаб-квартиры в регионах обычно носят политический характер. Случай с сетью АЗС «Газпром», которая управляется из Ростова-на-Дону, является примечательным исключением — на первом плане здесь явно находятся экономические соображения, а также такое значимое обстоятельство, как наличие профессиональной региональной команды.

Чтобы понять, почему именно Ростов-на-Дону стал центром федеральной сети заправок «Газпрома», нужно вернуться в 2006 год, когда одна из газпромовских структур — ОАО «Газэнергосеть» — приобрела одну из крупнейших в ЮФО сетей АЗС, компанию «Инвестпром», входившую в ростовский концерн «Стелла». Стоимость покупки «Инвестпрома» оценивалась в 100 млн долларов — на тот момент это была крупнейшая сделка за всю историю донского бизнеса. В качестве базы для экспансии «Газпром» получил не только материальные активы, три нефтебазы и 25 АЗС в Ростовской области и Краснодарском крае, но и команду управленцев во главе с Алексеем Фроловым, который стал развивать на юге России сеть АЗС «Газпром».

Вскоре после этого началась активная федеральная экспансия сети. Всего за три года выручка компании выросла почти в 13 раз, что позволило ей вплотную подобраться к первой тройке крупнейших предприятий ЮФО.

Официальный сайт http://www.azsgazprom.ru

 

— Ваша компания ворвалась в первую пятёрку крупнейших предприятий ЮФО за очень короткое время. Какими факторами был обусловлен столь стремительный рост? Прогнозируете ли вы сохранение такой же динамики и дальше?

— Основной драйвер роста выручки — бурное развитие нашей розничной сети. Мы и сейчас сохраняем высокие темпы роста выручки, открывая больше ста АЗС в год. Конечно, с каждым годом становится труднее выбирать объекты для приобретения и места для нового строительства, но мы активно используем новые приёмы увеличения операционной эффективности.

— Каковы были основные аргументы руководства «Газпрома» при принятии решения о размещении управляющей компании собственной сети АЗС именно в Ростове-на-Дону?

— Первые активы, которые были приобретены в 2006 году «дочкой» «Газпрома», компанией «Газпром газэнергосеть», располагались в Ростовской области и в Краснодарском крае. Управляющая компания также расположилась на Юге — большинство менеджеров пришли из компании, управляющей ранее приобретёнными активами. Менеджменту удалось действовать очень эффективно, что убедило собственника продолжить развитие, не меняя команды.

— Как вы оцениваете эффект от этого решения для экономики Ростовской области?

— Безусловно, это большой плюс для любого субъекта федерации — иметь на своей территории компанию федерального масштаба. Только в 2012 году мы заплатили более миллиарда рублей налоговых отчислений, из которых свыше 60 миллионов уплачены в региональный бюджет Ростовской области. Кроме этого, 15 процентов от общего количества наших АЗС расположены в Ростовской области — это около тысячи рабочих мест в экономике Дона. Многие рабочие места, созданные нашей компанией, требуют очень высокой квалификации — за них конкурируют между собой соискатели со всей России.

— Какие задачи по наращиванию финансовых показателей и расширению сети АЗС компания ставит на ближайшие годы?

— Сегодня мы переносим акценты с экстенсивного развития на увеличение операционной эффективности действующей сети. Здесь существует огромный потенциал для развития. Во-первых, это внутренняя структура доходов: в Европе доходы от реализации сопутствующих товаров на АЗС часто превышают доходы от реализации собственно топлива. Это заставляет нас предлагать новые сервисы, расширять ассортимент товаров, экспериментировать с форматами торговых залов — мы точно знаем, что в этом направлении нам есть куда расти. Во-вторых, это оптимизация расходов. Здесь также скрыты огромные возможности. Например, наша компания является одним из пионеров на рынке автоматических заправочных станций, которые функционируют без постоянного обслуживающего персонала — сейчас у нас крупнейшая в России сеть таких АЗС. Весь процесс заправки автомобиля, включая плату за топливо, производится покупателем самостоятельно, без участия человека со стороны заправочной станции. Это своего рода заправка-робот. На таких заправочных станциях мы держим цены, которые существенно ниже цен на наших «традиционных» станциях. В качестве премии за пользование новыми технологиями наш покупатель получает существенно более низкую цену: в отдельных случаях разница цен на таких заправках по сравнению с нашими традиционными станциями достигает полутора рублей за литр топлива. Но за счёт экономии на фонде оплаты труда и прочих расходах экономическая эффективность таких станций выше.

— Какие объективные ограничения дальнейшего быстрого роста сети существуют в данный момент?

— Всё, что нас сдерживает сегодня, — это ограниченность количества интересных объектов для приобретения и мест для строительства новых станций в традиционных для нас регионах присутствия. Выход в новый регион — очень ответственный шаг, такие решения мы всегда принимаем, опираясь на результаты большой работы по изучению новых рынков. Сегодня у нас — как, впрочем, и всегда — существуют смелые планы развития, но мы обычно не озвучиваем такие планы до начала их реализации.

— Какую долю розничного рынка моторного топлива в регионах присутствия в настоящее время занимают АЗС «Газпром»?

— Мы оцениваем свою долю рынка в регионах присутствия в среднем в 25–30 процентов. В отдельных регионах этот показатель доходит до 40 процентов. Динамика значительно меняется от региона к региону. В одних случаях быстрый рост обусловлен недавним приобретением новой сети, в других же существенно меньшие показатели имеют для нас огромную ценность, поскольку мы добиваемся их за счёт увеличения эффективности уже имеющихся станций. Эти показатели неинтересно изучать сами по себе, в отрыве от причин, их обуславливающих.

— В каких регионах компания сейчас ведёт наиболее активную экспансию?

— Сегодня наша сеть в России насчитывает уже свыше 480 заправочных станций. У нас очень прочные позиции на юге России, поэтому программа экстенсивного развития затрагивает этот регион в наименьшей степени. Экстенсивно мы по-прежнему растём в центральной России, постепенно продвигаясь на запад и на восток от центра. В прошлом году мы зашли в Самарскую область, не так давно пришли в Смоленскую область, также развиваем свои активы в Башкортостане, Оренбургской области, Удмуртии.

— Как вы оцениваете уровень насыщенности розничного рынка топлива на юге России современными автозаправочными комплексами? Можно ли утверждать, что быстрый рост сети АЗС «Газпром» — это показатель того, что степень проникновения современного формата топливной розницы ещё сравнительно невелика?

— Я считаю, что рынок насыщен, но не консолидирован. Доля ВИНКов будет увеличиваться ещё какое-то время, в основном за счёт поглощения небольших игроков. Однако нужно смотреть вперёд: уже в обозримом будущем основная борьба развернётся за качественные показатели — новые сервисы, эффективность логистики, долгосрочные топливные контракты с фиксированной формулой цены, новые технологические решения. По каждому из этих направлений мы уже сделали упреждающие шаги, и наша стратегическая задача — сохранить это преимущество в будущем, когда развернётся настоящая борьба за эффективность.

(Из интервью с бывшим генеральным директором ООО «ТД “Альфа-Трейд”» Алексеем Фроловым Быстрый и крупный, «Эксперт ЮГ»
№ 45–46, 2013 г. Николай Проценко)

Просмотров: 8 | Добавил: stylildas1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0